Выдающиеся люди

Басков Николай Викторович
Российский певец (тенор), заслуженный артист России (2001), Народный артист РФ (2009).
Голикова Татьяна Алексеевна
Государственный деятель России, Министр здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Гранаткин Валентин Александрович
Советский футболист, хоккеист (с мячом и шайбой) и спортивный чиновник.
Меншиков Александр Данилович
Российский государственный и военный деятель, сподвижник и фаворит Петра Великого
Расторгуев Николай Вячеславович
Российский певец и общественный деятель, лидер группы Любэ, народный артист России

Административный центр

Москва, столица Российской Федерации, город-герой, центр Московской обл. Москва — город федерального значения, субъект Российской Федерации. Крупнейший в стране и один из важнейших в мире политический, промышленный, научный и культурный центр. Расположена в Европейской части Российской Федерации, в междуречье Оки и Волги, на реке Москве. Граница города в основном проходит по Московской кольцевой автомобильной дороге. Площадь ок. 1000 км2 , население 11 млн человек (2004). Входит в состав Центрального федерального округа.

Флаг Московской областиФлаг Москвы, принятый 1 февраля 1995 года. На полотнище темно-красного цвета расположен основной элемент герба города — Георгий Победоносец.

Герб Москвы

Герб Московской области Герб Москвы, принятый 1 февраля 1995 года, основан на историческом гербе пожалованном городу 19 декабря 1781 года. На темно-красном геральдическом щите изображен всадник — Георгий Победоносец в серебряных доспехах и голубой мантии (плаще), на серебряном коне, поражающий золотым копьем черного Змия. Исторический герб вновь стали использовать с 1991 года, но всадник на вновь принятом гербе слишком походил на грека и в 1995 году была утверждена отредактированная версия герба.

Географическое положение. Климат. Рельеф.

Климат Москвы умеренный, континентальный, годовая амплитуда колебаний температуры до 29°С. Преобладают ветры западного и юго-западного направлений. Морозный период продолжается с конца ноября до второй половины марта (средние температуры –5°С). Абсолютный минимум температуры –42°С (1942). Число дней с оттепелью достигает 6 дней в месяц. Зимой почва промерзает на 30-40 см. Высота снежного покрова 40-45 см. Теплый период длится с апреля по октябрь.

В теплое время увеличивается приток солнечной радиации, которая зависит от прозрачности атмосферы. Наименьшая прозрачность отмечается весной и летом, наибольшая — осенью и зимой. Крупные лесные массивы (Измайловский, Кузьминский, Лосиноостровский и др.) способствуют очищению воздуха и увеличению его прозрачности.

Все климатические характеристики меняются от года к году. Например, средняя годовая температура воздуха за 30 лет возросла почти на 1 градус.

Москва расположена в центральной части Русской платформы на мощном кристаллическом фундаменте, который перекрыт слоем осадочных отложений (до 1650 м).

Большой Москворецкий мост Из нерудных ископаемых наиболее известны каменноугольные, мячковский и подольские известняки, которые служили строительным материалом при сооружении Кремля. Эти породы являются основанием гостиницы «Россия», комплекса на Манежной площади, а также ряда мостов через реку Москву.

Существенное практическое значение имеют кварцевые пески, которые служат сырьем для производства высококачественного стекла.

Наука

Московский государственный университет Москва — самый крупный научный центр современной России и один из крупнейших научных центров мира.

В Москве научные исследования начали проводиться в Московском университете после его открытия в 1755, оборудовались лаборатории и в частном порядке (Я. В. Брюс и др.). В начале 19 в. при университете возникли научные общества: истории и древностей российских (1804), медицинских и физических наук (1804), испытателей природы (1805), любителей российской словесности (1811) и др. Во 2-й половине 19 в. научные исследования проводились при высших учебных заведениях (кроме университета, при Петровской земледельческой и лесной академии, Высшем техническом училище и др.). Исследовательские работы при государственной поддержке проводились в научных обществах: Математическом (1867), Политехническом и др.

После переноса столицы обратно в Москву в 1918 здесь начала формироваться сеть отраслевых научных учреждений. В Москве были организованы Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ, 1918), Химический институт им. Л. Я. Карпова (1921), Электротехнический институт (1921) и др. Параллельно с академическими институтами в Ленинграде начала создаваться академическая сеть и в Москве. В 1929 была создана Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук им. В. И. Ленина (ВАСХНИЛ). В 1934 в Москву из Ленинграда была переведена Академия наук СССР – Президиум АН СССР и многие научные учреждения. В 1940-е гг. в Москве были основаны Академия медицинских наук СССР (1944), Академия педагогических наук РСФСР (1943, с 1966 – АПН СССР).

Из московских академических институтов наиболее известны своими достижениями: физический, физических проблем им. Лебедева, кристаллографии, радиотехники и электроники, общей и неорганической химии, органической химии, химической физики, биохимии, физики Земли, космических исследований, археологии.

Среди отраслевых НИИ наиболее известны: Институт атомной энергии им. Курчатова, Институт теоретической и экспериментальной физики, Центральный аэрогидродинамический институт им. Жуковского (ЦАГИ), Физико-химический институт им. Карпова, Всесоюзный институт минерального сырья.

Многочисленные в советское время институты, связанные с коммунистической иделологией, преобразованы в исторические, экономические, политологические и социологические.

Театр на Таганке

Театр на Таганке Московский театр на Таганке, создан в 1964 на основе труппы Московского театра драмы и комедии (организован в 1946), в которую вошли выпускники Театрального училища им. Щукина. Главные режиссеры Ю. П. Любимов ( 1964-84), А. В. Эфрос (1984-87), Н. Н. Губенко (1987-89), Любимов (с 1989). Спектакли: «Добрый человек из Сезуана» Б. Брехта (1964), «Десять дней, которые потрясли мир» по Дж. Риду (1965), «Павшие и живые» Д. С. Самойлова и др. авторов (1965), «Антимиры» (по поэме А. А. Вознесенского; 1966), «А зори здесь тихие...» Б. Л. Васильева (1970), «Гамлет» У. Шекспира (1971), «Мастер и Маргарита» по М. А. Булгакову (1977), «Дом на набережной» Ю. В. Трифонова (1980), «Владимир Высоцкий» (1981), «Борис Годунов» А. С. Пушкина (1982), «Живаго (доктор)» по Б. Л. Пастернаку, «Евгений Онегин» по Пушкину (2000) и др. Актеры: В. С. Высоцкий, А. С. Демидова, В. С. Золотухин, З. А. Славина, В. Б. Смехов, Л. А. Филатов и др. С 1993 две труппы.

Юрий Петрович Любимов

Любимов Любимов Юрий Петрович [р. 17(30) сентября 1917, Ярославль], российский театральный режиссер и актер, народный артист России (1992). Государственная премия СССР (1952). Государственная премия РФ (1997).

Родился в крестьянской семье, в 1922 семья перебралась в Москву. Поступил в электромеханический техникум, одновременно занимался в хореографической студии. В 1933 в возрасте 16 лет поступил в студию при МХАТ-2, во время учебы исполнил эпизодическую роль в спектакле «Мольба о жизни» Ж. Деваля.

В 1939 окончил Театральное училище им. Б. В. Щукина при Театре им. Е. Б. Вахтангова, студентом выступал на сцене этого театра в спектаклях «Принцесса Турандот» и «Много шума из ничего».

В 1941-47 гг. служил конферансье в ансамбле песни и пляски НКВД. После демобилизации вернулся в театр им. Вахтангова, где одной из первых и сыгранных ролей для него стала роль Бенедикта в пьесе «Много шума из ничего». Среди других работ Любимова в то время: Сирано в «Сирано де Бержераке» Э. Ростана (1942), Олег Кошевой в «Молодой гвардии» по роману А.Фадеева (1947), Крис в спектакле «Все мои сыновья» А.Миллера (1948), Шубин в «Накануне» по роману И. С. Тургенева (1948), Извеков в «Кирилл Извеков» по роману К. А. Федина «Первые радости» (1951). В 1953 за роль Тятина в спектакле «Егор Булычев» по пьесе А. М. Горького (1952) был удостоен Государственной премии СССР.

С 1953 стал преподавателем в училище им. Щукина. В 1959 впервые попробовал себя в качестве режиссера, поставив спектакль «Много ли человеку надо» по пьесе А. Галича.

В 1963 силами курса студентов, который он вел, поставил дипломный спектакль «Добрый человек из Сезуана» Б. Брехта. Спектакль имел огромный успех. На базе этого спектакля в 1964 был открыт новый театр — Театр драмы и комедии на Таганке, который возглавил Любимов как главный режиссер. В 1960-1970-е гг. этот театр играл значительную роль в формировании общественного мнения в атмосфере застоя. Любимов создал особый публицистический театр, который в атмосфере советской цензуры поднимал наиболее острые вопросы современности. Почти каждый его спектакль с большим трудом пробивался на сцену, а некоторые запрещались властями. Талантливому режиссеру удалось создать уникальный актерский коллектив единомышленников, где не было явно «первых скрипок», но был единый, мощный ансамбль, игравший всегда в унисон под управлением только своего дирижера-Любимова. Среди его лучших постановок: «Десять дней, которые потрясли мир» по Дж. Риду (1965), «Послушайте!» по В. В. Маяковскому (1967), «Пугачев» по С. А. Есенину (1967), «Тартюф» Мольера (1968), «Живой» по Б. А. Можаеву (1968, запрещен, возобновлен в 1989), «Мать» по А. М. Горькому (1969), «Гамлет» У. Шекспира (1971), «А зори здесь тихие...» по Б. Л. Васильеву (1971), «Мастер и Маргарита» по М. А. Булгакову (1977), «Дом на набережной» по Ю. В. Трифонову (1980), «Борис Годунов» А. С. Пушкина (1982). В 1976 на международном фестивале БИТЕФ спектакль «Гамлет» получил Гран-при.

В 1984 Любимова, находившегося за границей, сначала освободили от должности главного режиссера, а затем лишили гражданства СССР. В 1984-89 он ставил спектакли на самых престижных сценах Европы (его начали приглашать на зарубежные постановки с 1975). В 1989 в связи с процессом перестройки гражданство ему было восстановлено. Приезжая в СССР, поставил спектакли «Пир во время чумы» (по «Маленьким трагедиям» А. С. Пушкина, 1989) и «Самоубийца» Н. Эрдмана (1990).

В 1991 возвратился в Россию. В 1992 предложил новую модель работы театра, в которой для многих актеров прежней Таганки места не нашлось. В театре произошел раскол, параллельно возник отделившийся коллектив «Содружество Таганки».

Любимов, несмотря на такой поворот, продолжал работать. Он поставил «Живаго (Доктор)» по Б. Л. Пастернаку (1993), «Подросток» (1996) и «Братья Карамазовы» (1997) по Ф. М. Достоевскому, «Шарашка» по А. И. Солженицыну (1998), «Хроники» по трагедиям У. Шекспира (2000), «Евгений Онегин» по роману А. С. Пушкина (2000), «Театральный роман » по М. А. Булгакову (2001), «Сократ» (2001), «Фауст» по Гете (2002), «Идите и остановите (Обэриуты)» (2004).

Одновременно режиссер продолжил работу за рубежом в театрах Финляндии, Греции, Германии и др.

Снимался в кинофильмах «Беспокойное хозяйство» (1946), «Кубанские казаки» (1950), «Три встречи» (1950), «Человек с планеты Земля» (1959), «Каин восемнадцатый» (1963), «Хуторок в степи» (1970) и др.

Храм Василия Блаженного

Храм Василия Блаженного Храм Василия Блаженного. Один из самых известных храмов Москвы, построен под названием Покровский собор в 1555-61 в честь победы над Казанским ханством в праздник Покрова Богородицы. Впоследствии пристроенная церковь Василия Блаженного дала название всему храму. Пестрая раскраска отражает вкусы позднейшего времени (17 век). Первоначально храм был окрашен в красную и белую краски. Покровский собор задумывался как первый общегородской собор, построенный вне стен Кремля, и должен был символизировать единение царя с народом.