Выдающиеся люди

Басков Николай Викторович
Российский певец (тенор), заслуженный артист России (2001), Народный артист РФ (2009).
Голикова Татьяна Алексеевна
Государственный деятель России, Министр здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Гранаткин Валентин Александрович
Советский футболист, хоккеист (с мячом и шайбой) и спортивный чиновник.
Меншиков Александр Данилович
Российский государственный и военный деятель, сподвижник и фаворит Петра Великого
Расторгуев Николай Вячеславович
Российский певец и общественный деятель, лидер группы Любэ, народный артист России

История Сергиева-Посада

Монастырь Святой Троицы основан в 1345 году.

 

Сергей Радонежский делает основанный им монастырь духовным центром Московской Руси. В 1408 году татарский хан Едигей захватил и сжёг Троицу. В годы Смуты Троице-Сергиево — оплот войска Минина и Пожарского. В 1742 году в монастыре открывается духовная семинария, в 1744 году монастырь получает титул лавры. В 1782 году монастырь, сёла и слободы вокруг него объединены в город Сергиев Посад.

Сергиев Посад

В 1345 году на высоком холме Маковец у слияния речек Кончуры и Вондюги два брата, Стефан и Варфоломей, основали небольшую пустынь. Они пришли сюда из небольшого городка Радонеж после смерти родителей. Братья решили принять особый вид монашества — уйти пустынножительствовать в лес, подальше от селений и дорог. На холме Маковец поставили они келью и небольшую церковь, посвятив её Святой Троице. Так было положено начало Троицкому монастырю, знаменитой в будущем Троице-Сергиевой лавре.

 

Старший брат Стефан не выдержал трудной жизни в лесу и ушёл в московский Богоявленский монастырь. Варфоломей, принявший при пострижении в монахи имя Сергий, остался. Вскоре рядом с ним начали селиться другие монахи. Каждый возводил себе келью, заводил свой огород и жил обособленно. Соблюдать при таком положении дел необходимый порядок оказалось трудно. Сергий вводит в своей обители строгий устав общинной жизни, один из первых на Руси. Отныне монахи его монастыря составляют единую общину, ведут общее хозяйство, вместе питаются, одинаково одеваются и не могут выходить за ворота обители без разрешения игумена, которым стал Сергий Радонежский. Часть монахов покинула Сергия. Им не по вкусу пришлись новые правила, но многие остались. Со временем Троица, именно так в обиходе называли монастырь, пополнилась новой братией, отстроилась по строго обдуманному плану и понемногу начала играть  значительную роль в делах Московского княжества. Сергий Радонежский был ярым сторонником объединительной политики московских князей. Благодаря незаурядным личным качествам он стал духовным советником великого князя Дмитрия Ивановича Донского и участвовал во многих государственных делах.

 

К Сергию с большим уважением относился константинопольский атриарх, русские князья приглашали его для решения споров и безоговорочно выполняли его распоряжения. На Куликово поле Сергий послал двух иноков — Ослябю и Пересвета, «зело умеющих ратному делу и полки уставляти ещё же и силу имущих и удальство велие и смельство». Так он навеки связал своё имя с первой великой победой русских воинов над монголо-татарами. Восьмого сентября 1380 года Куликовская битва началась с поединка Пересвета и Челубея, монгольского богатыря Темир-Мурзы. Оба богатыря погибли в поединке на копьях.

 

Множество монастырей на русской земле основал Сергий Радонежский. Современники говорили о нём, что он «начальник и учитель всем монастырём иже в Руси». Троицкий же монастырь разрастался и приобретал общерусскую славу.

 

Сергий Радонежский умер в 1392 году, а в 1422 году был причислен к лику святых. Дело его продолжали ученики, и популярность Троицы приносила ей не только славу, но и большие доходы в виде вкладов ценными вещами и землёй. В монастыре не пренебрегали ремёслами, и монахи Троицы успешно торговали своими изделиями.

 

Более полувека стоял отстроенный Сергием и его первой братией монастырь. Мимо монастыря прошёл хан Тохтамыш, сжегший Москву в 1382 году. Однако в 1408 году хан Едигей захватил и сжёг Троицу. Преемник Сергия по игуменству Никон с помощью московских князей быстро отстраивает монастырь и заново, во всём повторяя его прежнюю планировку. К 1411 году монастырь был полностью отстроен и 200 лет мирно развивался.

 

История монастыря неразрывно связана с истрией Руси. У гроба Сергия торжественным «крестоцелованием» скреплялись княжеские договоры и союзы, совершались молебны перед военными походами. Здесь произошло примирение князя Василия II с двоюродным братом Дмитрием Шемякой. Однако это не помешало Шемяке четыре года спустя здесь же, в Троицком соборе, захватить, а затем ослепить великого князя. В монастыре крестились все великие князья и их наследники: Василий III, Иван IV и его сыновья и другие.

 

Большую роль в обогащении монастыря и в возникновении города Сергиева Поада сыграла проложенная рядом с монастырём дорога из Москвы на Ростов Великий и далее до «Студёного моря» в северные районы Руси. Вдоль дороги появляются новые поселения, многие из них переходят в собственность монастыря. В окрестных сёлах останавливались многочисленные обозы с товарами, велась бойкая торговля. Троице-Сергиев монастырь не был чужд ничему мирскому, поэтому он стал крупнейшим землевладельцем во всей России. В 1422 году в нём возводят первый каменный собор — Троицкий, ставший усыпальницей Сергия Радонежского. В 1540 году началось строительство первой каменной ограды монастыря. К 1550 году монастырь обороняла мощная каменная стена с 12 башнями. Иван Грозный лично приезжал контролировать строительство. В XVI столетии монастырь вошёл в линию обороны столицы и был укреплён. На его стенах разместили орудия, в специальных складах хранили большие запасы пороха. Для строительства оборонительных рубежей монастыря привлекались местные крестьяне, которые освобождались от государственных податей и повинностей. Первыми поселениями, ставшими основой будущего города, стали сёла Кокуево, Панино и Клементьево. Принадлежавшие монастырю земли пользовались большими государственными льготами, что стимулировало развитие торговли и ремёсел. На территории вокруг монастыря постепенно создавались новые слободы мастеровых людей. Так появились Иконная и Поварская, Конюшенная и Тележная, Пушкарская и Стрелецкая слободы. Теперь живописные сёла и слободы сплошным кольцом окружали монастырь, но на некотором отдалении от его стен, оставляя свободной широкую полосу земли, что позволяло вести обзор с монастырских стен и предохранять его от пожаров. Строительство велось и внутри монастыря.

Сергиев Посад

В годы Смуты в начале XVII столетия Троице-Сергиев монастырь, благодаря мощным стенам и умелой организации обороны не только выдержал осаду польско-литовских войск Сапеги и Лисовского, но и стал одним из оплотов ополчения Минина и Пожарского. В 1682 году во время Стрелецкого бунта в стенах монастыря укрывался юный царевич Пётр с братом Иваном и царевной Софьей. В 1689 году здесь же Пётр спасается уже от своей сестры. Именно сюда для поддержки Петра приходят верные ему потешные полки и Сухаревский стрелецкий полк. В монастыре Пётр расправляется со сторонниками Софьи: всенародно казнит их на площади перед монастырём. Отсюда единоличным правителем молодой царь возвращается в Москву.

 

К концу XVII столетия поселения вокруг монастыря складываются в единый посад городского типа. По числу жителей он не уступает многим городским центрам России. По данным писцовых книг только село Клементьево насчитывало в 1684 году 894 жителя, в то же время население всего Ростова Великого равнялось лишь 765 жителям. Троицкий монастырь стал крупнейшим торговым центром к северу от Москвы. Сюда приезжали с товарами купцы из многих городов России и даже из других стран. Многочисленные паломники раскупали поделки ремесленников и мастеров художественных промыслов.

 

В XVIII веке с переносом политических интересов на северный регион России дорога Москва-Архангельск утратила своё прежнее значение, что привело к сокращению торгового объёма Троицкого монастыря. Но внимание царствующих особ к самому монастырю не уменьшилось и Пётр I, и его преемники не упускали возможности проявить заботу о монастыре.

 

В 1742 году в стенах монастыря открылась духовная семинария, а в 1744 году монастырь получает титул лавры. Глава Русской православной церкви митрополит московский становится священноархи-мандритом лавры. Владения Троице-Сергиевой лавры располагались в 15 губерниях страны, она имел 150 подворий в 45 городах и 13 «приписных» монастырей.

 

В 1782 году все сёла и слободы вокруг лавры официально объединили в город, получивший название Сергиев Посад. Большинство жителей этого посада занимались обслуживанием паломников, промышляли торговлей, пользуясь постоянным наплывом пришлых людей. После пожара 1792 года, нанесшего сильный ущерб, был принят план регулярной застройки Посада. Для жилого строительства были разработаны «образцовые» фасады домов. Все кварталы, прилегающие к центру, предназначались только для каменных строений. Капитальное строительство в городе вела в основном только лавра. Поблизости от монастыря были построениы монастрыские гостиницы, богадельни, лавки, доходные дома. Экономическая жизнь города также находилась в зависимости от нужд монастыря. В связи с большим спросом у паломников на предметы религиозного культа здесь расцвело изготовление крестов, подсвечников, икон и так далее.

 

Развитию строительства в Сергиевом посаде помогал приток богомольцев, возросший с постройкой в середине XIX века благоустроенного шоссе и открытием в 1865 году железной дороги между Москвой и Сергиевым посадом. К началу XX столетия число жителей города достигло 16 тысяч человек, а число паломников ежегодно составляло 290 тысяч. Все они увозили с собой на память какие-то изделия местных ремесленников, что естественно способствовало развитию ремесла в Сергиевом Посаде. Особенно широкую популярность получило производство расписных, очень оригинальных глиняных детских игрушек. Только игрушечников в начале XX века в городе насчитывалось 1 500 мастеров.